ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Крути педали! Пять советов новичкам, собирающимся в велопоход

Крути педали! Пять советов новичкам, собирающимся в велопоход

Велосипеды появились в «Большом Приключении» почти сразу после создания лагеря. Уже во второе карельское лето на берег Тикшозера (еще до переезда лагеря на Мергубское – так давно это было!) прибыли первые железные кони, а ребята, как «Отче наш» заучивали: у горного вела задний тормоз – под правой рукой, а передний – под левой, и не вздумай перепутать! Набивая шишки, дети постигали, что в горку въезжать проще, если включать пониженную передачу, а спускаясь вниз – не стоит забывать про тормоза.

Этой истории больше десяти лет. Однажды, в «Большое Приключение» приехали ребята из Бугульмы.

На первом же занятии выясняется, что Алена не может проехать и метра! Девочка ни разу в жизни не сидела на велосипеде, даже – на трехколесном… А впереди триста верст по ухабистым карельским дорогам, которые были пробиты – слово «проложены» к этим направлениям не применимо, – кажется, во времена последнего ледникового периода. За обедом собирается совещание: директор лагеря, заместитель директора, инструкторы. Мысль оставить Алену в лагере, пока сверстники будут путешествовать, даже не возникала. Надо научить! Способ единственный: Алене – пытаться ездить, инструкторам – постоянно находиться рядом, страхуя девочку от падений. Сколько потребуется времени? Для каждого процесс укрощения железного коня индивидуален: несколько часов, два дня, неделя… В работу включаются дополнительные силы. Инструкторы бегают рядом с девочкой, придерживая ее за велосипед. Сперва падения случались каждые три метра. В середине второго дня держать равновесие удавалось уже несколько десятков метров. Еще через день инструкторский совет принял решение – Алена идет в поход. Пусть пока без рюкзака на багажнике, но вместе с командой.

Олег Кузнецов. Правильной дорогой едете, друзья!

Олег Кузнецов. Правильной дорогой едете, друзья!

Современные укротители «крутых педалей» более или менее подготовленные. Иногда даже со своим снаряжением приезжают. Но казусы случаются.

– Редко, но бывает, что некоторые вообще не умеют кататься, – делится впечатлениями велоинструктор Олег Кузнецов, – Кто-то считает себя мега-крутым велосипедистом, хотя трюки на городской площадке для BMX не имеют никакого отношения к велотуризму. В моей практике, с 2007 года, было три или четыре участника, которые не сидели на велосипеде ни разу в жизни. Остальные ребята, ко второму дню многодневного похода, после литров собственных пролитых слез и кучи испорченных инструкторских нервов, начинают уверенно себя чувствовать в седле. Все показывает однодневный тренировочный выезд, там уже хорошо видно: кто и что умеет, а с кем надо поработать дополнительно.

В программе «Крутые педали» используются горные велосипеды с передней амортизационной подвеской (т. н. хардтейл), имеющие повышенную проходимость и комфорт при езде по бездорожью.

– Классические рамы Giant, Trek или Stels. Колеса 26 дюймов, 24 передачи. Для оборудования используется качественный обвес уровня Shimano Alivio. Такие машины практически идеально подходят для велотуризма начального и среднего уровня, – уверен Олег.

Сберечь детские слезы и инструкторские нервы, дать ребятам возможность привыкнуть к новым байкам помогают занятия на велодроме, придуманном и построенном инструкторами «Большого Приключения». Ребята пробуют преодолевать участники песка и гравия, небольшие мостики, узкие колеи и змейки, разнообразные лежащие и свисающие препятствия, бревенчатые гати, упавшие «деревья». Занятия на велодроме закрепляются на трехкилометровой кроссовой трассе вокруг базового лагеря. Дети учатся ездить компактным строем, держать дистанцию, не растягиваться, ждать отстающих. Учатся подбирать правильные передачи и правильно пользоваться переключателем скоростей, осваивают подъемы и спуски с крутых горок. Элементы дистанции имитируют то, что детям обязательно встретится в многодневке.

Велодром «Большого Приключения».

Велодром «Большого Приключения».

Маршруты велопоходов в «Большом Приключении» довольно разнообразные. Участники программы проедут по шоссе и лесным дорогам, преодолеют множество песчаных, каменисты, заболоченных участков. На старых лесных просеках обязательно попадутся глубокие колеи и лужи. Все стоянки располагаются на живописных берегах рек и озер. Дети увидят местные достопримечательности: огромный камень Лео Ланкинена – доисторический валун недалеко от пос. Тикша, грохочущие пороги на реке Чирка-Кемь, красивые скалы.

Пять советов Олега Кузнецова новичкам

В походе обязательно будет тяжело. Не всем по силам крутить педали даже 20-25 км в день. Олег Кузнецов призывает велосипедистов, собирающихся в Карелию, заниматься дома и готовиться к путешествию заранее!

1. Поддерживайте хорошую физическую форму.

Общее количество физических нагрузок в программе «Крутые педали» заметно превышает объем активности обычной для городского ребенка. Регулярные тренировки по ОФП помогут подготовиться к лету. Сила и скорость идут рука об руку. Тренируйте спину и ноги. Ученые утверждают: будете укреплять мышцы – будете быстрее и дольше ездить на велосипеде. Делайте регулярно физическую зарядку, несколько раз в неделю ее можно дополнить специальными упражнениями на уличных тренажерах. Делайте сплит-джампы (прыжок с выпадом) – 3 серии по 10 повторов и приседания с утяжелением (например, гантелями или штангой) – 5 серий по 3-5 повторов. Обратите внимание на критерии физической готовности, которые даны в описании программы «Крутые педали».

Дороги «Большого Приключения».

Дороги «Большого Приключения».

2. Учитесь ездить дома.

Чем больше вы дома ездите по пересеченной местности в лесу, в парке, тем увереннее будете чувствовать себя в походе «Большого Приключения». Учитесь преодолевать препятствия, научитесь держать баланс. Попробуйте на своем велосипеде простоять на месте как можно дольше, не двигаясь вперед и не соскакивая. Делается это так: поставьте шатуны горизонтально, руль поверните на 45°, держите пальцы на рукоятках тормозов и давите на переднюю педаль (только не крутить!). Расслабьтесь, будьте спокойны, взгляд сфокусируйте на точке в полутора метрах впереди. Умение удерживать равновесие на самых низких скоростях позволит вам без проблем преодолевать узкие повороты и подъемы.

На велодроме. Один – едет, двое – страхуют.

На велодроме. Один – едет, двое – страхуют.

3. Плавно, но регулярно увеличивайте километраж.

Маршруты многодневных походов в программе «Крутые педали» могут быть протяженностью от 90 до 280 км. Наиболее сложными препятствиями на маршруте станут подъемы и спуски по лесным дорогам и тропам, заболоченные и песчаные участки. Впереди майские праздники – проверьте, способны ли вы каждый день в течение 5 дней проезжать по 20-30 км в комфортном темпе. Катайтесь регулярно, пока дистанция в 30 км не станет для вас совершенно ненапряженной прогулкой.

Крутые педалисты Мергубы.

Крутые педалисты Мергубы.

4. Тренируйте выносливость.

Учитесь ездить не быстро, а долго. В этом поможет неспешное катание, часто даже более медленное, чем обычно. Найдите в лесу или парке участок с горкой или оврагом и катайтесь по нему – чем медленнее, тем лучше! Тренируйте силовое кручение – педалирование на тяжелых передачах. Стоя, сидя, в подъемы, с низким числом оборотов (до 80-100 в минуту). Выполняя упражнение, вы должны развить максимальное усилие при давлении на педали. Чем лучших показателей вы добьетесь, тем легче покажется любой подъем, встреченный в пути. Но будьте осторожны, берегите и не перенапрягайте суставы. Здоровые колени и голеностоп пригодятся вам в «Большом Приключении».

Тренируйте силу и выносливость!

Тренируйте силу и выносливость!

5. Научитесь не бояться дождей.

В походе всегда встретиться и дождь, и встречный ветер. Как часто наши инструкторы слышат от детей, дрожащих после ливня: «Манал я эту Карелию!» Это детская ненависть хорошо известна: усталость, дискомфорт, комары, сырая одежда – все вызывает раздражение. Но как только выглянет солнце, плохое настроение улетучится, сменившись радостью скорости и свежего ветра. Дождь обязательно закончится, и сразу станет понятно, что это были лишь незначительные мелочи. Они исчезнут, а что-то хорошее, большое и настоящее останется. И вы увезете его с собой домой, будете бережно хранить, вспоминать и мечтать, чтобы оно повторилось.

И последний совет: не зевайте! Внимательно слушайте своего инструктора.

И последний совет: не зевайте! Внимательно слушайте своего инструктора.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии
  1. Алексей

    А можно взять с собой эл. Девайсы?

    • Редактор

      Лучше не брать. Заряжать их будет негде, а потерять или разбить — обидно.

  2. Максим
    3

    Можно ли ребёнку взять в вело поход нож?

  3. Максим

    1.Можно но ли в вело поход взять свой велосипед?
    2.Где на сайте зарегистрироваться на вело поход?
    3.Со скольки лет вело поход?
    Заранее спасибо!!!

    • Редактор

      1. Нет. Зачем вам эти хлопоты? Машины, которые выдают в лагере, вполне современные и соответствуют самым придирчивым требованиям.
      2. Бронирование летних смен, в том числе и в программу «Крутые педали», будет открыто зимой. Следите за новостями на сайте.
      3. С 12 лет.

  4. Максим
    5

    Вопрос, а велосипед самому брать или там дадут?
    Заранее спасибо!

  5. Дмитрий
    5

    Меняются ли маршруты? Был в 2016 в велопоходе хочу еще раз съездить.

    • Редактор

      БП проработано несколько веломаршрутов. Но выбор конкретной нитки происходит уже в лагере. Приезжайте! Возможно, маршрут будет новый.

  6. Иван

    Добрый день!
    А часто ли бывают в этой прогрмме походы 1 к.с.?

    • Редактор

      Сложность похода определяет инструктор и маршрутная комиссия БП по результатам тренировок команды. Если в группе подобрались сильные участники — они поедут маршрут 1 кат. сложности. Если нет — сложность похода будет снижена.

  7. сергей
    5

    А можно поподробнее рассказать: какие каски вы даете? Какие велорюкзаки (кой фирмы)? Какой обычно вес велорюкзака? Часто ли случаются падения и травмы?

    • Олег Кузнецов

      Доброго дня, Сергей. Постараюсь подробно ответить на Ваши вопросы.
      В лагере мы используем только качественное и проверенное снаряжение. Те же каски — от трех именитых производителей защитного снаряжения: Giro, Bell и Author. Они надежны и просты, а это два весьма важных фактора при использовании снаряжения новичками.

      Участникам выдаются каски в варианте «Котелок», как бы это забавно не звучало, зато такие каски обеспечивают практически максимальную защиту головы при падении (лучше только фул-фэйс, но это жарко и тяжело).
      Главное при езде на велосипеде правильно надевать каску и не пренебрегать ей даже при коротких выездах, даже самые опытные не застрахованы от случайного падения!

      Недавно мы полностью обновили все рюкзаки на новые модели – Турлан 70. Хороший рюкзак, отлично крепится, весьма износостойкий. Объем 70 литров, что более чем достаточно для наших походов. Забавный парадокс — чем больше рюкзак, тем больше новички берут с собой всяких ненужных вещей. Умение взять в поход только необходимое приходит только с опытом!
      Вес на багажнике сильно колеблется от сил участника, который его везет. В среднем это около 15 кг, больше редко, только если группа не полная набирается. Больше 20 кг – это вес рюкзака только инструктора и вожатого.
      Перед походом проводится специальное занятие, на котором ребятам рассказывается и показывается, как и что надо укладывать в рюкзак, чтобы было удобно, а так же как правильно рюкзак крепится к багажнику, дабы его не потерять. Перед первым выездом, после упаковки всех продуктов и вещей, инструктор проверяет правильность укладки и закрепления рюкзака.
      Правильно уложить велорюкзак – это почти как с парашютом, жизненно необходимо, иначе поход из удовольствия превратиться в мороку с постоянными заваливаниями велосипеда на одну сторону и попытками рюкзака сбежать с багажника (бывали прецеденты).

      Падения и небольшие травмы, конечно, случаются. Падения случаются почти в каждой группе, в каждом походе. Чаще всего это происходит из-за того, что ребята не очень ловко управляются с новыми (для них) велосипедами на пересеченной местности. Или невнимательно слушают и пренебрегают советами инструктора. Чаще всего последствия падений – это мелкие царапины и ушибы. В аптечке у инструктора есть все необходимое для оказания первой помощи в таких ситуациях, а сами мы проходим курсы Красного креста. Ничего более серьезного (вывихов, переломов) в моей 10-летней практике в «Большом Приключении» не случалось.

      Если заранее готовиться к походу (поездке в лагерь), то большинства проблем можно избежать, и если не быть самым лучшим в группе, то и не стать ей обузой, что очень дорогого стоит.